Искусство Айкидо
Выпускник университета Васеда (Токио), доктор наук Мадридского университета, историк искусств с научной областью интересов в сфере жизни и творчества Доменико Теотокопули (Эль Греко). Тот факт, что Ясунари Китаура является прямым учеником Морихея Уэсиба и его сына Киссемару Уэсиба, характеризует Китауру, как одного из наиболее значимых мастеров с богатым опытом и харизмой в мире айкидо. А также, как верного представителя и надежного хранителя Айкикай в Испании, где он пропагандирует идею БУДО, опирающуюся на принципы гармонии духа (Ki) и единства. Визит Ясунари Китаура на Канарские острова дал нам возможность задать ему некоторые вопросы.
Е.B. Несмотря на очевидные трудности в поисках определения Айкидо, как боевого искусства, не могли бы Вы пояснить суть этой дисциплины?
Y.K. Айкидо можно интерпретировать как некое телесное действие (физическую активность, механическое движение), вызванное нетелесным явлением под названием «Ki». Два физических тела никогда не могут занимать одно и то же пространство. Если одно твердое (геометрическое, физическое) тело стремится занять место другого, оно тут же вступает с ним в конфликт. Следствием этого конфликта является ощущение отсутствия взаимопонимания и единения (гармонии и единства).
Во избежание этого конфликта, тело, которое подвергается воздействию, должно создать пустоту (уступить другому) для другого тела. В то же время этот факт создает противоречие лично для нас: когда мы схватываем объект нашей рукой, мы попадаем в двойственную ситуацию. С одной стороны, мы могли бы утверждать: «Это принадлежит нам», четко осознавая, что на самом деле это частью нас еще не является. По мере того, как мы осознаем эту двойственность, мы понимаем, что то, что есть в нашем сознании, отличается и от нас самих.
Наш разум реагирует на это понимание точно так же (вступает в реакцию при выполнении действия (accion) с тем же самым критерием), поскольку мы осознаем себя в такой же мере, в какой понимаем наше различие. [Для пояснения можно опереться на некоторые примеры (ассоциации) прим. переводчика] Мы можем объединяться (быть в гармонии и единстве) с другими в эмоциональной или идеологической плоскости, словно два любовника или два игрока одной команды, которые обнимаются в момент победы (забитого гола), но связь эта продолжает оставаться нереальной (ирреальной) (с точки зрения физических тел), поскольку оба продолжают быть лишь обнимающимися людьми. Это еще ярче проявляется визуально, где мы воочию наблюдаем очевидное разделение между нами, как и дистанцию, которая нас разделяет. Для преодоления этой двойственности АЙКИДО использует Ki (понятие Ki, концепцию Ki), как составную часть единства (объединения, взаимного единства). Объединенные Я-Ki и ТЫ-Ki (Я-Ki и ТЫ-Ki и ощущение этого) и есть та составная часть, которая позволяет преодолевать любые физические барьеры. При ощущении (достижении) дыхания единого Ki (ки-но-кокью: это и есть объединенные Я-Ki и ТЫ-Ki) мы можем выполнять (исполнять, нарабатывать, практиковать) очень точную форму. Благодаря этой концепции (понятию, пониманию, ощущению, состоянию) мы можем преодолевать физическую дистанцию, которая отделяет нас от нашего окружения.
Несомненно, мы говорим о концепции (мы имеем в виду идею) ИНТЕГРАЦИИ (абсолютного единства) со всей Вселенной, провозглашенной (выдвинутой) Морихеем Уэсиба. И Айкидо работает именно с этим намерением (суть Айкидо заключается в исполнении этого намерения). Сегодня нас окружает более сложный и пространный (комплексный и расширяющийся) мир, чем во времена Уэсиба (создателя Айкидо), и поэтому говорить сейчас о единстве со Вселенной неизмеримо труднее. И все-таки эта идея продолжает быть актуальной и посредством Айкидо мы должны (можем) продолжать поиски единства между Hara, как центром собственного существования, и Ki (жизненной энергией существования). Если нас берут за руку, мы не должны просто устанавливать физический и двойственный контакт, мы призваны создавать коммуникацию в обоих направлениях. В любой атаке, действии, технике необходимо разрабатывать эту коммуникацию таким образом, чтобы оба центра (Hara) были едины. Чувства, которые мы испытываем в нашей практике Айкидо, обычно тяжелы для ежедневного применения вне ее, в обыденной жизни и жизненных связях. Мы обязаны целиком [полностью] (соглашаться с другим) принимать другого и не доводить технику до конца, пока не достигнуто единство (объединение, МУСУБИ, КИМУСУБИ) нашего центра (Hara) с центром (Hara) партнера. Если же мы не будем руководствоваться этим правилом, мы будем только концентрироваться на своем «Я» (усиливать [проявлять]свое ЭГО). Необходимо проводить очень четкую грань между проявлением своего Hara и проявлением своего ЭГО. И в заключении, я думаю, что наша задача сохранить именно эти ценности, заложенные основателем Айкидо.
“Мы должны избегать опасности интеллектуализации (intelectualizar) искусства, что может привести к потере его истинного содержания” |
E.B. Удастся ли нам сохранить эти ценности, не превращается ли Айкидо в одну из форм хореографии, там где важность формы и одержимость в ее совершенствовании подменяют время пребывания и усердие в додзе на практике - фундаментальные принципы этого искусства?
Y.K. Отдельные детали усваиваются с трудом, поэтому практика считается действительно прочувствованной, когда мы понимаем ее происхождение, ее истинное значение. Речь не о том, чтобы до пресыщения (до одури) повторять серию клише и в определенный момент почувствовать себя большим мастером. Одержимость в накоплении опыта и познания на основе повторения может увести в сторону образования привычек и зачастую ошибочных концепций, от которых невозможно избавиться (от которых сложно отказаться). Разумеется, практика важна, но не как инструмент создания привычки (но не ведущая к образованию привычки). Любое человеческое действие должно быть направлено на то, чтобы понять смысл происходящего, избегая при этом проявлений кичливости, самодовольства, резонерства, основанных на форме, а не на содержании. Мы должны избегать опасности интеллектуализации искусства, забывая о его истинной сути (истинном содержании, истинном предназначении). Я думаю, что благоразумие, и, прежде всего, скромность должны сопровождать нас в любой деятельности.
“Необходимо четко разграничивать проявления Hara и проявления ЭГО” |
E.B. Возможно ли, что бы это боевое искусство (Айкидо) было напичкано таким большим количеством расколов и противостояний. Создается впечатление, что каждый день появляются во всем мире новые ассоциации, федерации или группы, которые присваивают себе истинное знание идей, провозглашенных Морихеем Уэсиба Или наставники, которые благодаря чудесным укэ, могут в каждом движении бросать вызов закону силы притяжения. В конце концов, восторженное (экзальтированное) ЭГО стало настоящим злом для многих нынешних инструкторов этого воинского искусства. Какие последствия может иметь это постоянное разнообразие деятельности, рожденной и основывающейся на принципах гармонии и единства?.
Y.K. Раньше ученик оставлял притязания на истину и его путь (практика, работа) начинался со смирения, приборки территорий или работ по додзе. И лишь по истечении многих лет начиналась ассимиляция (уподобление) истинного знания этой формы через соединение с подлинными началами Aikido, оставляя в стороне (невзирая на) любой соблазн удовлетворения собственного ЭГО. Сегодня процесс обучения не включает этих правил и отказ от скромности и смирения на практике может давать непредсказуемые последствия.
Имя Aikido вмещает все это разнообразие подобно цветочному полю, где каждый цветок расцветает в назначенный ему час, но: где - истинное Айкидо?. Для того, чтобы искусство пребывало живым и в будущем, это состояние не должно быть увековеченным. Много ценностей, которые сегодня питают иллюзии айкидок, вероятно не имеют ничего общего как с происхождением этой дисциплины, так и с необходимостью практиковать формы контроля на других людях. Примитивный инстинкт собственности, который мы испытываем через такие техники, как sankio или nikio, в какой-то мере удовлетворяет только наше эго, а следовательно, если думать только об этом, сводит к минимуму реальную ценность Aikido. Необходимо очень аккуратно использовать техники, дающие возможность эгоистичного удовлетворения. Чувства, которые мы обычно испытываем на нашей практике, - тяжелы для понимания вне ее, в нашей повседневной жизни.
“накопленный опыт, если он ошибочен, создает привычку, от которой очень тяжело отказаться. Необходимо прекратить созерцать в Aikido, благодаря чему, таким образом, удавалось выразить собственную личность, собственный стиль.” |
С другой стороны, хотя этот отдельный факт может восприниматься как что-то отрицательное, если он функционирует хорошо, его можно оценивать позитивно. Это разнообразие или этот эгоцентризм, - как в мире искусства, проявление того, что каждый индивид может выражать себя посредством созидания. Благодаря этому процессу диверсифицированная (измененная, версифицированная другим образом) форма уже не просто копия или клише нашего учителя, но что-то более обогащенное для последующей передачи в виде знания. Задача же состоит в том, чтобы изменения были минимальны, и, что хуже, иногда мы посвящаем себя тому, чтобы передавать и приумножать заученные ошибки, способствуя тому, чтобы дорога (путь, практика, изучение) превратилась в еще большие проявления собственного ЭГО, ослабляя истинные начала этого budo и превращая его, в конце концов, в вид фантастической халтуры. Давайте не забывать, что накопленный опыт, если он ошибочен, создает привычку, от которой очень тяжело отказаться. Необходимо прекратить созерцать в Aikido, благодаря чему, таким образом, удавалось выразить собственную личность, собственный стиль. Понятое в правильной и положительной форме, это искусство должно быть проявлением человека, объединенного общим корнем, заложенным в завещании Ueshiba. Для того, чтобы это было так, каждое занятие, каждый преподаватель, каждый ученик должны обладать пониманием того, что их объединяет, что их сближает (в какой взаимосвязи они находятся). Постоянное исследование, которое ни на миг не сосредотачивается в руках только одного исследователя (не выскальзывает из рук каждого практикующего (занимающегося)).